Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных случаях, способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
- успешно решает разные бытовые проблемы;
- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
- выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
5 декабря в краевой столице Алтайского края в концертном зале «Опера» прошел первый чемпионат по функциональной грамотности. Волчихинский район представляли: Ваганова Наталья, обучающаяся МКОУ «Волчихинская СШ №2», Михаил Сологубов, обучающийся МКОУ «Волчихинская СШ №1», Леонид Туртыкалда, обучающийся МКОУ «Волчихинская СШ №1».
Ребят пригласили на регистрацию и определили их турнирную рабочую зону, где был ноутбук, а каждому участнику был выдан блокнот и ручка с логотипами мероприятия. Пред началом соревнования ведущий познакомился с командами. Чемпионат открылся зажигательным тацевально-музыкальным шоу, вселив всем присутствующим уверенность, что игра будет интересной и энергичной. С приветственным словом ко всем участникам и наставникам обратилась заместитель министра образования Алтайского края Терновая Лариса Станиславовна. Она подчеркнула значимость мероприятия, пожелала всем успеха и выразила надежду, что каждый участник получит для себя бесценный опыт и яркие впечатления.
Все вопросы турнира были поделены на три группы: читательская, математическая и естественно научная грамотность. В каждом направлении было по 6 вопросов с различным уровнем сложности. На их решение отводилось 2-4 минуты. Между задаваемыми вопросами были интеллектуальные паузы, в которых ведущий и два его помощника (виртуальный профессор Нейрон и сердечко Розочка) сообщали интересные факты из разных областей знаний. Два часа чемпионата пролетели мгновенно, были моменты для размышлений, обсуждений, анализа информации, каждый приложил максимум усилия для вклада в общую победу.
Участники чемпионата поделились своими впечатлениями.
Наталья Ваганова: «Мне понравилась организация и сам чемпионат. Очень хорошо, что тут сочеталось шоу и интеллектуальные задания. Вопросы были интересные. За время, отведенное на отдых, ведущий рассказал очень много о функциональной грамотности. У меня остались приятные впечатления о мероприятии, надеюсь, что на следующий год посещу его еще раз».
Михаил Сологубов:«Мне эта поездка понравилась, нас встретила гостеприимно, были очень хорошие ведущие, красивое выступление и интересные вопросы. Сам Чемпионат был организован как праздник»
Леонид Туртыкалда: «Очень понравилась поездка. Организация Чемпионата была на высшем уровне. Хоть мы не победили, я считаю большой прорыв попасть на такое мероприятие. Больше всего мне понравились виртуальные ведущие «Мозг» и «Сердце». Задания были разные и сложные, и простые. В общем-то то, чему учат учителя в школе. Впечатления останутся надолго. Я бы хотел еще попасть на мероприятие такого уровня».
Каждый участник был заряжен позитивной энергией и вышел из зала с четким понимание того, как важно развивать в себе навыки функциональной грамотности. Кроме того, многие сказали о том, что хорошо, если бы подобный чемпионат стал традицией. |